Предыдущая Следующая
Помимо танцевальной, появилась и интеллектуальная электронная музыка –
такие стили, как эмбиент, трип‑хоп, даун‑темпо. Они рождались путем
скрещивания с каким‑то уже существующим стилем: джазом, панком, рок‑музыкой,
блюзом. И, вероятно, именно эта музыка была самым интересным из того, что
прозвучало на планете в 90‑е годы.
Если говорить о деловой составляющей поп‑процесса, то тут все
обстояло и обстоит до сих пор очень грустно. Принцип продюсерско‑фабрикантской
музыки, который был впервые опробован на диско, а в 80‑е ушел в тень, в
90‑е вернулся, причем в полный рост в качестве основного и полностью
преобладающего на мировой сцене. Классическим примером может стать история
группы «Spice Girls», которая была сформирована именно таким образом – пять
девчонок оторвали кого от студенческой скамьи, кого от станка, кого от
прилавка, заперли на долгое время в каком‑то сарае, где учили открывать
рот, шевелить ногами и руками, одеваться, строить глазки и отвечать на вопросы
журналистов, после чего их раскрутили, продали фирме грамзаписи. Так появился
феномен «Spice Girls», который тут же был клонирован в количестве сотен и тысяч
аналогичных так называемых продюсерских «проектов». Потом продюсеры взялись за
отдельных исполнителей типа Бритни Спирс. Появились маловыдающиеся, но в высшей
степени успешные юноши и девушки, которые в каком‑то смысле отбросили поп‑музыку
на 50 лет назад. К тем временам, когда музыка вершилась композиторами, а тут
стала вершиться продюсерами. А артист окончательно стал марионеткой в руках
бизнесменов, поскольку ни собственного репертуара, ни зачатков собственного
творчества большинство этих современных поп‑идолов не представляют.
Обусловлена вся эта история чисто экономически. В силу нашествия интернет‑технологий
скачивания музыки и тому подобных неблагоприятных для классической музыкальной
индустрии явлений доходы фирм грамзаписи стали падать, и решено было
оптимизировать поп‑процесс – поменьше инвестиций, побольше прибылей в
кратчайшие сроки. Существовала в мире шоу‑бизнеса уже давно такая
циничная пословица: шоу‑бизнес был бы бизнес лучше всех, если бы не одна
досадная деталь – артист. На самом деле, артисты всегда были самой
непредсказуемой, непокорной, проблематичной частью шоу‑бизнеса. У них
могли быть собственные творческие амбиции, у них могли быть личные интересы,
они могли впадать в запои, они могли влюбляться, они могли портить отношения со
своим менеджментом и перескакивать от одной команды управленцев к другой и
т. д. Чтобы избавиться от всех этих рисков, продюсеры взяли власть в свои
руки, совершив негласный переворот в мире шоу‑бизнеса. И превратили
артистов из капризных творческих звезд в звезды‑марионетки, послушные, не
обремененные никакими творческими амбициями, но разумные и исполнительные
единицы. Поначалу с теми же «Spice Girls», «Back Street Boys» дела шли довольно
неплохо, но потом обнаружилась одна довольно неприятная, но вполне предсказуемая
вещь – все эти артисты страдают от того, что они – артисты одноразового
использования. Артисты‑однодневки. Они не длятся долго. Те же «Spice
Girls» в течение двух‑трех лет гремели по всему миру как «Beatles» или
«АВВА». Сейчас о них не помнит никто вообще, разве что по ассоциации с
футболистом Дэвидом Бэкхемом, за которого одна из «Spice Girls» вышла замуж. То
же самое касается и остальных герлз – и бойз‑бэндов, десятков, сотен
быстро вспыхнувших, раскрученных, принесших деньги и тут же спущенных в унитаз
звездочек. Предыдущая Следующая
|