Предыдущая Следующая
Короче, этот Херберт пошел в суд, предъявил иск и все там, в общем,
логично обосновал. Он сказал: «Для чего в ресторане играет оркестр? Для того,
чтобы привлекать посетителей. Исполняя мое сочинение, они привлекли
дополнительное количество посетителей, посетители пришли в кабак и,
соответственно, заплатили там за пиво, гамбургеры и хот‑доги. То есть
ресторан получил какую‑то прибыль. Также и оркестр что‑то получил,
исполняя мою композицию. А я, автор, не получил ничего».
Суд в городе Нью‑Йорке этот иск рассмотрел и постановил, что
отныне деньги надо выплачивать.
В 1914 году возникло первое общество по взиманию денег за право
исполнять авторские произведения и вообще для защиты всяческой интеллектуальной
собственности. Потом этих обществ повозникало много, появились они и в такой
некапиталистической стране, как СССР.
У нас оно называлось ВААП (Всесоюзное агентство по авторским правам) и
работало весьма эффективно. Был у меня приятель Раймонд Паулс, который в начале
80‑х годов был популярнейшим советским композитором, писал песни для Аллы
Пугачевой, всякие там «Миллион алых роз» и т. д. Так вот, однажды он мне
честно признался, что получает от нашего авторского общества в месяц порядка
25 000 рублей.
Значит, Раймонд Паулс, условно говоря, в 1981 году получал 25 000
рублей в месяц, при том, что средняя заработная плата труженика в Советском
Союзе составляла 150 рублей в месяц. Почему он получал так много денег? Не
потому, что его песни постоянно крутились по радио и по телевидению, хотя за
это он тоже получал. Главным образом получал он их с того самого заведения,
которое в 1914 году засудил ушлый американский композитор Херберт. То есть в
Советском Союзе во всех ресторанах, от Калининграда до Владивостока (а их было,
скажем, тысяч десять‑двадцать‑тридцать), были свои оркестры. Это
сейчас бывают рестораны без музыки, или с радио‑ТВ, или с диджеями, а
раньше повсюду играли ансамбли. Они исполняли самые популярные песни того
времени. В первую очередь это были песни Раймонда Паулса, Юрия Антонова, Давида
Тухманова, Владимира Матецкого, Игоря Николаева… И с каждого ресторанного
ансамбля отчислялись какие‑то копейки. Я помню это очень хорошо, у меня
было много знакомых ресторанных музыкантов, да и у Владимира Леонардовича тоже.
Они заполняли рапортички, в соответствии с которыми производились отчисления
авторам. В результате Раймонд Паулс получал 25 000 рублей в месяц, а Юрий
Антонов, я слышал, до 40 000. При средней зарплате, как уже было сказано,
150 рублей в месяц. Предыдущая Следующая
|