Предыдущая Следующая
Или, опять же, Александра Пахмутова. Я считаю, что Александра Пахмутова
– один из лучших поп‑композиторов XX века. Это уровень Леннона –
Маккартни, это уровень Джорджа Гершвина… Фантастическая совершенно, практически
гениальная женщина. У Пахмутовой, помимо песни «Нежность», было огромное
количество песен не хуже, чем «Нежность». Про линии электропередач,
«Комсомольцы‑добровольцы».
Помимо вот этой официозной песенной истории у нас стала развиваться,
уже несколько позже, политическая оппозиционная песня.
Вообще во всем мире это движение «песен протеста» началось где‑то
в конце 50‑х – начале 60‑х годов. То есть, если говорить об
Америке, это, понятное дело, Боб Дилан, Пит Си‑гер – американские
интеллектуалы, преимущественно еврейского происхождения, которые пели
антибуржуазные, антивоенные песни, песни о рабочем классе, о нищете, о
притеснении бедных и неимущих гнусными капиталистами… Надо сказать, что это
было очень мощное направление, и по крайней мере один его представитель – Боб
Дилан, а может даже два – Боб Дилан и Джоан Баэз… Они, в общем‑то, стали
уже огромными суперзвездами на попсовом уровне…
Может быть, Ирина меня поправит, но мне представляется, что у нас
политическая песня началась и практически закончилась на одном‑единственном
человеке, которого звали Александр Галич. Александр Галич был блестящий
советский драматург – в первую очередь, причем официальный драматург. По его
сценариям снимали фильмы, его пьесы ставили в театрах. И при этом он был
фантастическим антисоветским певцом. То есть он пел под гитару, пел на
квартирах. Пел песни очень откровенные и, на мой взгляд, безумно смешные, часто
очень грустные, про нашу жизнь. Боюсь, что никто после него таких песен у нас
уже не сочинял. Скажем, тот же Высоцкий: все его серьезные песни, если
отбросить блатные и юмористические, то они очень абстрактные и философские.
Символы, метафоры. Кони, волки, старые дома, плаха с топорами и так далее. То
есть я очень люблю Высоцкого, очень люблю эти песни. В принципе у нас авторы
больше в эту сторону идут. У Галича, у него манера письма была похожа на Тома
Уэйтса. Если кто знает Тома Уэйтса – он описывает конкретные истории с именами,
фамилиями, какие‑то события: заводские митинги, топтуны под окнами, евреи
в ливреях. Вот это было у Александра Галича, и все это было… по юмору и по всем
делам… Все это было очень круто. Предыдущая Следующая
|