Предыдущая Следующая
3. ЧУВСТВО СТИЛЯ
Есть хорошие аналитики, которые плохо пишут, и читать их неинтересно. Я
думаю, что стиль для журналиста не менее важен, а может быть, и более важен,
чем для писателя. То есть многие писатели, поскольку работают в крупной форме,
могут замаскировать отсутствие стиля или компенсировать его чем‑то
другим. И при этом иметь большой успех.
Скажем, у нас имеется ряд авторов детективов. Некоторые из них писать
вообще не умеют. Например, Маринина – майор милиции. Вот она и пишет как майор
милиции. Литература в ее книгах отсутствует, и все ее попытки
литературизироваться довольно жалкие. И относится это не только к Марининой.
Такого рода авторов огромное количество, и тем не менее они успешны. За счет
детективной основы сюжета и хорошего пиара. Журналистам, к сожалению, много
сложнее. И никаким содержанием (за редким исключением) уродливую форму не
компенсировать. Но тут есть одна тонкость – интересной манере изложения,
на мой взгляд, обучить практически невозможно. А если и возможно, то очень
трудно. Писать грамотно – это хорошо, но для успешной работы журналиста
недостаточно.
Писать стильно, писать по‑своему – это дело дара, а не
грамотности. Например, многие женщины очень хотят быть модными, стильными,
красиво одеваться, но при этом есть женщины, у которых чувство стиля –
врожденное. Такая женщина может надеть домашние тапочки, джинсы и клетчатую
рубашку и выглядеть при этом безупречно. А другая оденется в «Гуччи» и
«Версаче», и все это будет на ней смотреться, как седло на корове. Примерно
тоже самое с чувством стиля у журналистов. Писать грамотно и стилистически
корректно – это ваша абсолютная обязанность. А вот уникальный собственный
стиль – это профессиональная удача.
Мне кажется, что не плохое упражнение для наработки собственного стиля
– это, как ни странно, подражать каким‑то авторам, которые вам
нравятся. Потому что пытаясь влезть в шкуру этого самого автора, каким‑то
образом перевоплотиться – это уже некий творческий, экспериментальный акт,
который может вас продвинуть чуть дальше. Подражая приемам этого автора,
копируя его штучки‑фенечки, вы неизбежно будете находить и что‑то
свое. Какие‑то новые словечки, новые обороты, которых у этого автора нет.
И таким образом пойдете дальше своего прототипа. Предыдущая Следующая
|