Предыдущая Следующая
2. Репортаж. В репортаже точность желательна, но не
обязательна, так как один репортер видит одно, другой – другое, а третий и
вовсе напился так, что уже ничего не видит или видит особым образом. В
репортаже, как мне представляется, главное… Хотя я подхожу к этому вопросу
чисто теоретически – количество репортажей, которые я в своей жизни написал,
можно пересчитать по пальцам двух рук. Хотя именно за репортаж я получил самый
большой гонорар в своей жизни. Это был репортаж для журнала «Роллинг Стоун» о
событиях путча 1991 года. И получил 5 000 баксов. Для того времени это было
очень круто. Да и сейчас, в общем… Так вот, на мой взгляд, самое важное для
репортажа – это создание определенной атмосферы. Это адекватная передача
собственных ощущений с тем, чтобы люди, которые читают ваш репортаж, побывали в
вашей шкуре, почувствовали, как все было на каком‑то концерте или еще в
каком‑то интересном месте, откуда этот самый репортаж вы ведете. Создание
атмосферы сопереживания – это, я считаю, основное требование к репортажу, и в
значительной степени это достигается не какими‑то справочными познаниями
или точными перечислениями, а за счет стиля. Репортаж в большей степени, чем
многие другие музыкально‑журналистские форматы, приближен к литературе.
Собственно именно поэтому практически все крупные писатели, включая, скажем,
Маркеса, которые вышли из числа журналистов, были именно репортерами, а не
эссеистами, не рецензентами и т. п.
3. Интервью. Я не люблю брать интервью. Почему? Не знаю. Я
не очень комфортно себя чувствую в роли интервьюирующего. Гораздо комфортнее я
себя чувствую в роли интервьюируемого. И это, по счастью, бывает раз в 10 чаще.
Тем не менее, я достаточно хорошо представляю, как брать интервью. И взял за
свою жизнь некоторое количество интервью, которые могу назвать удачными. Другое
дело, что далось мне это ценой очень высокой концентрации усилий. Какие имеются
ключевые параметры при интервьюировании? Я бы сказал, что главная задача
интервьюирующего состоит в том, чтобы расположить допрашиваемого к себе,
заинтересовать его, заставить его на время сконцентрироваться на вас. На мой
взгляд, правильнее всего это сделать так: обладая какими‑то около
актерскими способностями, способностями к перевоплощению, поставить себя на
место человека или группы товарищей, которых вы интервьюируете, представить
себе, какого рода вопросы им было бы интересно от вас услышать. О чем ИМ было
бы интересно поговорить. Очень может быть, что у вас имеется вполне
определенная задача, что вы искали встречи с этим исполнителем, чтобы узнать у
него о недавно вышедшей пластинке. Но очень может быть, что ваш собеседник
последние две недели только и делает, что говорит об этой пластинке, причем уже
заученными фразами. И это полная тоска. Поэтому имеет прямой смысл спросить его
о том, о чем он давно не говорил, а может быть, и никогда не говорил, чтобы его
заштампованные пиарскими фразочками мозги стали крутиться в противоположном
направлении. Тогда, того и гляди, он скажет вам что‑то интересное. А
потом через эти все огороды вы исподволь вытащите его к интересующей вас теме
последней пластинки, и очень может быть, что он сообщит вам нечто такое, чего
никогда никому раньше не говорил. Так что хорошее, нехалтурное интервью требует
очень высокой концентрации каких‑то внутренних актерских иинтуитивных
ресурсов. Надо на самом деле довольно глубоко проникать в собеседника, очень
внимательно за ним следить. И очень важно при этом где‑то на окраине
извилин, помимо того, что вы следуете в русле интервью, не ломая ни в коем
случае собеседника, надо все‑таки держать в голове и стратегию этого
интервью, чтобы оно не ушло в дали, абсолютно вам не интересные, не нужные и не
запланированные. Предыдущая Следующая
|