Предыдущая Главная
Несколько слов о таких музыкально‑маргинальных СМИ, как радио и
ТВ. Как вы помните, я уже говорил о том, что как таковой работы для музыкальных
журналистов, именно журналистов, а не редакторов, на радио и телевидении нет.
Негде развернуться в эфирных рамках. На радио есть работа диск‑жокея и
комментатора. Что здесь важно.
1. Голос . Я
считаю, что очень важно радиожурналисту иметь эффектный голос. И правильную
манеру говорить. Это у радиоперсонажей, как мне кажется, котируется выше всего.
Гораздо больше, чем познания и аналитический ум. Голосом надо заниматься
целенаправленно. Голос и манера ведущего – один из элементов успеха
радиостанции. Даже при хорошей музыкальной подборке плохой диджей может убить
радиостанцию. Пример такой радиостанции – «Серебряный дождь».
2. Для диджея
и радиожурналиста, работающего в прямом эфире, кроме голоса также очень важна реакция . Скорость реакции и способность к
импровизации. К сожалению, наши диск‑жокеи этого часто не имеют. Даже на
таких матерых станциях, как «Русское Радио», где диск‑жокеи и
высокооплачиваемые, и проходят через достаточно мелкое сито. Когда я слушаю,
как они общаются с публикой – это полная тоска! Дежурные фразы, все мгновенно
теряются, не могут сказать собеседнику на том конце провода что‑то
небанальное. Это то, что касается радио.
Телевидение. Я в течение очень долгого времени делал на телевидении то,
что хотел. У меня была «Программа А», «Кафе «Обломов»», были программы получше,
были программы похуже. Сейчас я веду программу, которая называется «Признаки
жизни», которой я придумал название и концепцию, но не ощущаю ее своей
программой. Телевидение очень усложнилось, очень формализовалось и ушло очень
далеко от нормального человечного телевидения. «Кафе «Обломов»» – передача,
которую делали полтора человека. Я подбирал клипы, я приглашал гостей, был еще
оператор и режиссер монтажа. Бюджет всей программы составлял 2 000 долларов.
Зато там было очень вольготно, и я знал, что делаю что‑то такое, за что я
отвечаю. В программе «Признаки жизни» я вообще ни за что не отвечаю, поскольку
у программы имеется генеральный продюсер, исполнительный продюсер, коммерческий
продюсер, линейный продюсер, шеф‑редактор, зам шеф‑редактора,
группа просто редакторов. Они все очень хорошие ребята, они все молодцы, но я
при этом вообще не понимаю, что происходит. К сожалению, сегодняшнее
музыкальное телевидение ушло в двух направлениях, ни одно из которых не имеет к
журналистике особого отношения. Одно – это трансляция неких концертов, которые
все одинаковы – один хуже другого. И все. От журналистики там нет вообще
ничего, кроме всяких смелых высказываний ведущих типа: «Леонид Дербенев был
гениальным поэтом». Я было подумал, что это юмористическая передача, ан нет!
Вот такого рода тексты надо писать для телевидения. Второе направление – это
программы музыкальных и развлекательных каналов, где музыкальный журналист
должен пользоваться каким‑то диджейским инструментарием. Только в отличие
от работы на радио большее значение имеет уже не голос, а внешность, прикид,
предоставляемый спонсором… Работа в большей степени артистическая, нежели
журналистская. Единственное, что может быть на ТВ интересно в профессиональном
смысле – это написание сценариев для этих передач.
Предыдущая Главная
|