Предыдущая Следующая
Помимо пластинок была еще одна вещь, которая способствовала тому, что
музыка могла сохраняться и тиражироваться массово: это радио. Радио появилось
примерно в то же время, что и пластинки, чуть позже. Коммерческое вещание на
радио началось незадолго до первой мировой войны, в начале 10‑х годов XX
века. Само собой разумеется, что музыкальное вещание на радио уже тогда было
доминирующим. Но о радио у нас будет отдельное занятие, так что
распространяться на эту тему пока не буду.
И третья очень важная вещь произошла в конце XIX – начале XX века, и
это уже имеет отношение к музыке как таковой, ее стилям и направлениям.
Поскольку планета благодаря транспорту и коммуникациям становилась все меньше и
меньше, связи между различными странами и континентами укреплялись, из‑за
этого произошла такая штука, что помимо ядра поп‑музыки, а именно
европейской музыки (вальсы, польки, романсы и все такое прочее) в Европу стала
прилетать музыка с американского континента. Причем как с северной, так и с
южной его части. Северная половина получила название джаз, с его составляющими
и ответвлениями – я уверен, что вы тоже слышали эти названия: регтайм,
диксиленд и проч. Из Южной Америки устремилась и стала исключительно популярной
музыка под названием танго. (Много танго вы все, я думаю, слушали этим летом в
исполнении певиц Ингрид и Шакиры.) Вот это самое танго из‑за активного
обмена эмигрантами между Аргентиной и Европой проникло сначала в Италию, потом
в Испанию, во Францию. Докатилось, кстати говоря, и до Советского Союза, где
стало популярнейшей музыкой в 20 – 30‑е годы. Но историю российской поп‑музыки
мы оставим на следующее занятие.
Джаз плюс танго плюс бытовая музыка европейских традиций – все это и
создало поп‑ситуацию, поп‑атмосферу предвоенных лет, 20 – 30‑х
годов. Джаз действительно был главным. Так же, как в 50 – 60‑е
главенствовал рок, сейчас рэп, хип‑хоп и т. д. В то время таким
центральным опорным стилем мировой поп‑музыки был джаз, особенно его
разновидность под названием свинг. Свинг‑бэнды – это такие большие
веселые джазовые духовые оркестры, с солистами или без солистов, игравшие
стопроцентно танцевальную музыку. Большинство танцев того времени в той или иной
степени подходили под категорию свинга – такие как бегин, фокстрот, чарльстон и
тому подобные. В плане концептуальном до войны происходили и некоторые другие
интересные события, помимо развития этих стилей. Самое интересное было связано
с развитием звукозаписи и всей технологической, электротехнической компоненты
поп‑музыки. Так, первые записи того же Карузо делались абсолютно диким
способом. Сегодня в это даже трудно поверить! Тогда не было никаких микрофонов
и вообще электрических приспособлений. Впрочем, в воспроизводящих приборах
электричества не было тоже. Может быть, вы видели фильмы типа «Оптимистическая
трагедия», «Чапаев» и прочие, где показаны сцены из гражданской войны. Где
обязательно имеется банда матросов‑анархистов, которые фигачат на тачанках
в компании падших женщин, и обязательно у них на тачанке стоит такой граммофон
с раструбом и раздается веселая залихватская музыка? Это – советская
киноклассика. Меня в детстве очень удивляло: как же так? Тачанка едет, никакого
провода за ней не тащится, а музыка звучит… Допустить, что в то время уже были
батарейки, я не мог. Предыдущая Следующая
|