Предыдущая Следующая
Все это была преамбула, теперь начнется лекция. Занятие у нас будет
построено так: сначала Ирина Муцуовна, Чача Иванов и вы все послушаете мое
вступительное слово минут на десять. После чего слово будет предоставлено нашим
гостям, которые, в общем‑то, являются если не непосредственными
участниками музыкально‑политического процесса, то по крайней мере умными
и ответственными его наблюдателями. Ну а потом мы все поговорим и начнем
отвечать на вопросы, спорить, высказываться, выкладывать, что вы думаете на эту
тему. Сначала вступительное слово. На доске ничего писать не буду.
Почему всплыла эта тема – «Музыка и политика»? В принципе, можно
наскрести огромное количество разных тем типа «Музыка и…». «Музыка и
автомобили», например, да? «Музыка и fashion design». Что угодно. Имеется связь
между всеми этими вещами. Я выбрал тему «Музыка и политика» просто потому, что
меня лично забодали всякие ваши будущие коллеги, то есть журналисты, по поводу
встречи Гребенщикова и Суркова, по поводу того, почему у нас совсем нет песен
на политические темы, что я думаю про Костю Кинчева, опять же, с политической
точки зрения. А так как в стране у нас очень плохо с музыкой и еще хуже с
политикой… Здесь надо было бы похлопать. Короче, вот эту музыку‑и‑политику
можно рассматривать под двумя углами зрения.
Угол зрения первый. Скажем так, контентный, содержательный. Каким
образом политика воплощается, отражается и осмысливается в музыкальных
произведениях. Я думаю, что говорить об инструментальной музыке в приложении к
политике – это довольно смело и спекулятивно. В симфонии Шостаковича есть такая
страшная тема: «пам‑пам‑папам‑пам». Считается, что Шостакович
таким образом звукописал отвратное тевтонское нашествие. Я совсем недавно
выяснил, что на самом деле эта страшненькая тема написана задолго до начала
Великой Отечественной войны. Это к вопросу о политике и инструментальной
музыке. Короче говоря, речь идет о содержании песен. Это первый угол зрения. Предыдущая Следующая
|