Предыдущая Следующая
Второй угол зрения. Каким образом музыка может использоваться в
политических целях? Вот тут уже может идти речь абсолютно о любой музыке.
Скажем, если согласиться с Бисмарком в том, что война – это продолжение
политики, то все военные марши – это тоже своего рода политическая музыка.
Марш… Солдаты маршируют, маршируют в указанном – вполне четко – направлении.
Так или иначе, музыка в политике использовалась всегда, начиная с каких‑то
первобытно‑общинных, рабовладельческих и средневековых времен, поскольку
музыка сопровождала ритуалы, в первую очередь религиозные ритуалы, сопровождала
какие‑то военные акции, парады, психические атаки. Помните у братьев
Васильевых в кинофильме «Чапаев», да? Там тоже идут эти самые шеренги
белогвардейцев в атаку, и звучит музыка, очень правильная для такого случая. А
сейчас, естественно, музыка используется более разнообразно и изысканно.
Например, музыка, бесконечно далекая от политических тем, очень активно
используется в предвыборных целях. Об этом мы будем говорить впоследствии с
нашими дорогими гостями‑экспертами. Но сначала я еще скажу пару слов по
поводу этого самого первого угла зрения, то есть по поводу, грубо говоря,
политических песен.
Первым международным политическим поп‑хитом была песня «Марсельеза».
Ее сочинили во Франции, а потом она, как Патриция Каас и группа «Эйр», из
Франции переместилась во все страны, включая Россию. Стала даже, кстати говоря,
французским гимном. Тогда же была еще одна отличная песня, более кровожадная.
Ее популяризировала Эдит Пиаф уже в 40‑е годы прошлого века. Песенка
такая: «Давай‑давай‑давай всех аристократов повесим на фонарях».
«Са ira» по‑французски. Это тоже была песня Французской революции.
Аналогичные революционные песни пели люди и в других странах. Но поскольку мы с
вами известно в какой стране живем, то традиция петь исключительно широка и
глубока. Чтобы покончить с Францией раз и навсегда, можно вспомнить еще парня
по имени Эжен Потье, который во время расправы над Парижской коммуной в 1871
году, по‑моему, где‑то там на чердаке сочинил песню
«Интернационал». Тоже суперхит международный, и до недавнего времени был
национальным гимном страны Югославии. Предыдущая Следующая
|