Предыдущая Следующая
Модернизм может перейти, соответственно, в демократию. Развитую. Когда
уже государство воспринимается как эффективный аппарат, и я его нанимаю. Я
нанимаю министра. Я нанимаю президента. Я, я лично. Вот это – классический
модернизм, классическая демократия.
Мы так немножко при Ельцине попробовали, перепугались. И скатились в
постмодернизм. Постмодернизм – это тот же совок, только у него душок уже такой
демократический. Цветочки, лампочки повесили, выборы есть, президент есть. Но
мнение человека на самом деле – ничто. Как было ничто, так и осталось. Ну
немножко дали нам подергаться на дискотеке, поиграть на своих гитарах, что‑нибудь
ласково сказать, но на этом все заканчивается. Я придерживаюсь мнения, что в
традиционном обществе, тоталитарном, нет музыки, нет искусства, есть, но музыка
полностью подчинена власти. То есть музыку заказывают политики. Жестко. Причем
они могут не только заказывать, они могут ее использовать. Бетховен не виноват,
что его музыку любил Ленин, а Вагнер не виноват, что его музыку обожал Гитлер.
И даже Ницше не виноват, что его любил Гитлер. Ницше писал совсем для других
людей. И поэтому нельзя обвинять Ницше или Вагнера, что они фашистские
писатели, философы, музыканты. Их могут использовать. Это добровольное дело
тоталитарного строя. Будет заказная музыка. В Польше была одна, в Германии
другая, у нас будет своя.
Чем отличается эпоха модернизма от развитой демократии? Музыка и власть
живут абсолютно отдельной жизнью, в добровольном союзе. Власть не вмешивается в
искусство и дает всем цветам вырастать. Хотите рок‑музыку играйте, хотите
поливайте нас, нашу власть, хотите не поливайте нас, поливайте капитализм.
Делайте что хотите. Искусство живет отдельно. А я, власть, я нанята обществом,
чтобы устанавливать правила игры. Я их установила, а дальше, как арбитр, сижу и
наблюдаю: если ты в морду дал, то должен за это ответить. Предыдущая Следующая
|