Предыдущая Следующая
Второе важное событие 80‑х годов – это музыкальное видео. Но
более подробно про музыкальное видео мы поговорим в лекции, посвященной
телевидению. Корни музыкального видео, скорее всего, следует искать в
английском глэм‑роке. Хотя здесь тоже можно, конечно, копаться
максимально глубоко и утверждать, что, скажем, репетиция оркестра в кинофильме
«Веселые ребята» – это уже видеоклип, и что, скажем, фильм «Magical Mystery
Tour» группы «Beatles» (1967) – тоже сплошной сильно растянутый видеоклип. Тем
не менее принято считать, что первым полноправным видеоклипом стала «Богемская
рапсодия» группы «Queen» (середина 70‑х), а в 80‑е годы клипы стали
нормой жизни, их снимали на все хитовые песни, и в ноябре 1981 года запущен
первый видеомузыкальный телеканал, который придал еще одно измерение поп‑музыкальному
пространству.
Начались 90‑е годы. Они в значительной степени были десятилетием
ретро. Начались они с огромного шума вокруг группы «Nirvana» и стиля «гранж»,
который фактически является не чем иным как помесью хард – и панк‑рока.
Следующим в высшей степени шумным течением был брит‑поп, эпигонизирующий
на «Beatles» и прочей английской музыке 60‑х годов. Можно тут вспомнить
популярный в 90‑е годы неосвинг и многое, многое другое. То есть можно
сказать, что основные стили и жанры поп‑музыки в 90‑е обнаружили
тенденцию к абсолютному зацикливанию и воспроизведению старых схем в новом
звукоряде. Единственными по‑настоящему новыми и интересными стали
различные явления в области всевозможной танцевальной и электронной музыки. Во
многом это связано с тем, что выделилось некое автономное образование – клубная
культура. Естественно, дискотеки, дэнс‑клубы и т. п. существовали
всегда – ив 20‑е, и в 50‑е, и в 60‑е годы. Тем не менее, они
всегда считались чем‑то вспомогательным, несамостоятельным по сравнению с
основным стволом поп‑музыки, и не производили свою собственную музыку. В
конце 80‑х, и особенно в 90‑е годы, когда возник такой феномен, как
рейвы – массовые танцевальные вечеринки, появилось огромное количество дэнс‑клубов,
и эту тусовку стала обслуживать появившаяся «под социальный заказ» электронная
танцевальная музыка. От всей предыдущей поп‑музыки она отличается тем,
что ее, как правило, невозможно слушать. Она строго функциональна,
предназначена только для того, чтоб под нее отплясывать. Прототипом этой музыки
может считаться диско, но все‑таки диско можно было воспринимать как
«поп» – были мелодии, были хитовые песни, были видеоклипы и т. д. В
противоположность музыке диско, скажем, музыку техно слушать практически
невозможно. Она слишком монотонна, слишком ритмически агрессивна, чтобы быть
музыкой‑для‑слушания. Зато как музыка‑для‑приведения‑в‑движение
верхних и нижних конечностей она годилась идеально. Техно возникло в Детройте,
хаус – в Чикаго. Лондон ответил стилем джангл, который впоследствии был
переименован в драм‑энд‑бейз. Вся эта музыка, как правило, сыграна
на компьютерах, то есть она в высшей степени проста и дешева в производстве и
написана в больших количествах. Потому что компьютер, если говорить о музыке,
это вообще дешево и сердито. По сравнению с большими студиями и хорошими
инструментами компьютер – ДЕЙСТВИТЕЛЬНО недорогое удовольствие. Предыдущая Следующая
|