Предыдущая Следующая
3. МУЗЫКА НАРОДНАЯ И НЕ ОЧЕНЬ
Но оказалось, что это совсем не так. Открыл это наш соотечественник,
преподаватель консерватории, известный музыковед и фольклорист Дмитрий
Покровский, ныне покойный. Он вполне убедительно доказал, что на самом деле
песни «Калинка», «Светит месяц» и тому подобное – это никакая не русская
народная музыка, что это, вообще говоря, попса XIX века, мещанская поп‑музыка.
Более того, инструмент балалайка, который у нас считается народным (балалайка
это же как березка, что‑то настолько исконно русское, что дальше некуда),
этот самый инструмент балалайка создан профессиональным мастером по фамилии,
кажется, Васильев, в конце XIX века, то есть это просто новый, свежий
инструмент, абсолютный новодел, никакой не народный. То же самое касается,
соответственно, и «Калинки‑малинки». «Калинка» и романсы – это все была
мещанская музыка, частью русская, а частью цыганская.
Существовала, естественно, и настоящая русская народная музыка, которая
в 60‑е годы уже XX века тщательно исследована все тем же Дмитрием Покровским.
Эта музыка была деревенской, исполняли ее всякие бабушки и дедушки, которые
жили в деревнях, а в город вообще носа не казали. У них там сохранился
настоящий старинный фольклор: какие‑то хороводные, трудовые песни, какие‑то
солдатские песни и прочее, и прочее. То, что Покровский стал представлять эту
музыку как настоящую народную, вызвало в официальной советской культуре
огромный скандал. И девяноста с чем‑то лет от роду народный артист Игорь
Моисеев просто говорил, что такой музыки нет, это не народная музыка, а Дмитрий
Покровский – это типа агент ЦРУ или что‑то еще в этом духе, то есть
попросту отказывал вновь открытому явлению в праве на существование. Но
настоящая народная музыка в 70‑е годы все‑таки стала до некоторой
степени народным достоянием благодаря ансамблям типа «Ариэль», «Песняры» и так
далее, которые пели именно народные песенки в электрической обработке, например
«Ах ты, Порушка‑Пораня», и так далее. А в наше время ансамбль «Иван
Купала» использует такой же творческий метод. Народные песни отличаются тем,
что, в общем‑то, в них ничего не понятно, поскольку исполняются они на
всяческих экзотических диалектах, а в псевдонародных («Светит месяц, светит
ясный») все понятно, а песня «Коробейники» вообще написана на стихи поэта
Некрасова. Предыдущая Следующая
|