Предыдущая Следующая
Вот что имелось в русской поп‑музыке к началу XX века. Но потом
события развивались стремительнейшим образом.
4. ГОРОДСКОЙ РОМАН‑с МУЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРЫ
Началось все с того, что на русскую популярную музыку сильное
воздействие стала оказывать литературная и художественная тусовка. Ни
англичане, ни американцы, ни даже французы не могут похвастаться тем, что у них
поп‑музыка в такой степени переплетена с литературой. Что касается
России, то у нас просто в полный рост происходило такое кровосмешение: то есть
имеются целые жанры, которые вполне можно было бы назвать литературной песней,
скажем КСП (клуб самодеятельной песни). Музыки в этом нет вообще! Ее там
категорически нет. С таким же успехом, как там барды дергают за струны гитары,
можно было бы включить метроном, разницы бы не было. При том что музыки нет,
имеется глубокое поэтическое, философское, лирическое и туристическое
содержание.
Исключением, вероятно, можно считать Булата Окуджаву. Его песни
обладают внутренней мелодией, которая, в сочетании с голосом артиста, может
называться МУЗЫКОЙ. И три аккорда автора не мешают «рождению трагедии из духа
музыки».
Вот эта традиция родилась в начале XX века, и заложили ее как раз
ребята, которых вы хорошо знаете: тусовка, богема, продвинутая клевая молодежь
того самого времени, футуристы, имажинисты – Маяковский, Есенин, Бурлюк, а
также близкие к ним Игорь Северянин и Александр Вертинский. Возник жанр,
который до того в русской музыке не существовал, – городской романс. Эта
музыка была гораздо менее пошлой и банальной, чем музыка мещанская, там уже
были интересные тексты и настоящие звезды. Вертинский – это единственный
человек, который по сей день известен, но помимо Вертинского, скажем, было
несколько совершенно фантастических женщин. Самой интересной была женщина по
имени Анастасия Вяльцева, которая пела в основном песни как раз на стихи Игоря
Северянина и других поэтов‑футуристов, делала это с исключительной
жеманностью, с аденоидным французским прононсом, и там были тексты типа:
«отдаться юноше в пальто резиновом…» Это имелся в виду плащ… А потом: «уехать с
ним в ландо бензиновом», – это имелся в виду автомобиль. Варя Панина тоже
была отличная. В общем, там было все очень круто. Не знаю, как обстояло дело с
наркотиками, но и морфий, и кокаин были тогда хорошо известны, и я думаю, что
тогдашняя ситуации в поп‑музыке довольно сильно похожа на то, что мы
имеем в России сегодня, только таланты были настоящие. Изабелла Юрьева, кстати,
дожила до наших дней. Предыдущая Следующая
|