Предыдущая Следующая
5. ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС
Прошла революция и Гражданская война. Часть артистов эмигрировала,
часть осталась здесь, но нельзя сказать, что произошли какие‑то
тектонические музыкальные сдвиги. Если не считать большого количества
сильнейших революционных песен и военных маршей, которые исполняют и по сей
день.
После Гражданской войны на Россию, к тому времени уже советскую,
естественно, нагрянули новые веяния.
С одной стороны это были веяния с Запада, из США (джаз, танго), про
которые мы уже говорили. С другой стороны, это было уже веяние местное, оно шло
не с Запада, а изнутри страны. С джазом и танго все более‑менее понятно,
что тут говорить, если у популярнейших советских песен 20 – 30‑х годов
почти у всех имеются аналоги. Скажем, в стране Аргентине. Даже когда речь идет
о сочинениях таких реально великих композиторов, как Исаак Дунаевский. Скажем,
песня «Сердце, тебе не хочется покоя» – это на самом деле вариация на тему
известного аргентинского танго «Volven] Карлоса Гарделя.
С евреями в российской популярной музыке вообще особая история. Евреи,
как известно, народ очень музыкальный, но у нас в стране особой свободы им не
давали, вводили всякие прелести типа черты оседлости, да и всевозможные
предрассудки делали свое дело – недаром же появилась поговорка, что революцию
делают Троцкие, а расплачиваются за нее Бронштейны.
Тем не менее, советская поп‑музыка 20, 30, 40, 50, 60 и 70‑х
годов процентов на девяносто, может быть, на девяносто пять, написана
композиторами еврейской национальности и в огромной части в музыкальном
отношении представляла собой фактически переработанные всякие еврейские
народные песни и мелодии. Даже знаменитая патриотическая песня «Катюша» братьев‑композиторов
по фамилии Покрасс. Я не буду эту тему развивать. И говорю это только к тому,
что музыка евреев оказала на советскую эстраду не меньшее, а даже большее
воздействие, чем музыка негров. Предыдущая Следующая
|