Предыдущая Следующая
7. ВТОРОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФРОНТ
Ничего особо интересного не было у нас и в первые послевоенные годы, за
исключением одной вещи, о которой мы уже вскользь говорили. Во время Второй
мировой войны мы с Америкой и Англией были союзниками. В Советском Союзе
демонстрировались и пользовались бешеным успехом американские фильмы, в том
числе американские фильмы‑мюзиклы, например «Серенада солнечной долины».
Приезжали к нам на гастроли американские оркестры, продавались американские
пластинки и так далее. В 48 году это все закончилось. В том числе потому, что
упал железный занавес и союзнической дружбе пришел конец.
8. ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС
Если в первые послевоенные годы происходила глобальная культурная
интеграция, то на смену ей пришла борьба с космополитизмом в Советском Союзе.
Но послевоенного импульса хватило на то, чтобы появилось движение стиляг.
Стиляги – это городские, даже обычно столичные (московские, ленинградские)
молодые люди, которые не обращали внимание на то, что упал железный занавес, и
продолжали всячески холить и лелеять американскую музыкальную культуру и
проникать в нее. Это был джаз, это был свинг, это были свинговые оркестры: Глен
Миллер, Дюк Эллингтон, Каунт Бейзи и тому подобные ребята. Соответственно,
стиляги и одевались, как американцы, в ходу были самодельные вещи, но они
делались, конечно, с большой любовью.
Поскольку американские пластинки перестали продавать в Советском Союзе,
то записи они стали делать «на костях»: на рентгеновские снимки, буквально как
в конце XIX века, наносились бороздки и потом эти пластинки на черепах и прочих
переломах вполне можно было слушать.
Советская эстрада тем временем стала резко хуже. Во многом это было
связано с борьбой с космополитизмом, со всем заграничным. Та музыкальная
вольница, которая даже в 20 – 30‑е годы имела место и рождала такие
суперхиты, как «Веселые ребята» (фильм), где звучала вполне нерусская по духу
музыка, – эти времена остались позади. Руководителя главного советского
джаз‑ансамбля Эдди Рознера посадили, упрятали на Колыму, безо всяких
политических оснований, только потому, что он играл джаз. Тогда же появилось
несколько крылатых фраз типа: «Сегодня слушает он джаз, а завтра Родину
продаст» или «От саксофона до финки один шаг». Сам по себе инструмент саксофон
был запрещен. Известны случаи, когда у музыкантов отбирали саксофоны, поскольку
это был идеологически вредный инструмент, и распрямляли их. Это не анекдот, а
реальные факты. Предыдущая Следующая
|