Предыдущая Следующая
13. ВОЛШЕБНАЯ СИЛА САМИЗДАТА
И наконец, еще один феномен 70 – 80‑х – подпольная рок‑музыка,
которая из веселого и танцевального биг‑бита к тому моменту превратилась
уже в то, что мы называем сумрачным понятием «русский рок». Стала широко
известна группа «Машина времени», а вслед за нею многие группы из Москвы,
Питера и других городов стали петь по‑русски.
Да, надо сказать, что перед этим, в конце 50‑х и особенно в 60‑е,
на гребне хрущевской оттепели расцвело еще одно явление, которое не имеет
прямого отношения к поп‑музыке, но которое нельзя не упомянуть. Это
бардовская песня, а позже КСП. То, что правильно было бы назвать «литературной
песней». Начиналось это движение с великих людей и великих поэтов, таких как
Александр Галич, Владимир Высоцкий и Булат Окуджава. Сейчас это движение
чудовищно измельчало. Но тем не менее именно оно создало тот феномен, который
позднее раскрылся в русском роке – феномен музыкального самиздата. Скажем,
Александр Галич писал сатирические и глубоко антисоветские песни. А
следовательно – ни на радио, ни на телевидении они не звучали, их не было
нигде. Однако песни Галича знала вся страна. Просто на концерт приходил кто‑то
с магнитофоном, и потом все это дело тиражировалось, тиражировалось и
тиражировалось. С Окуджавой было чуть проще, так как он в отличие от Галича был
героем сугубо лирическим, так что власти его особо не гнобили: у него и
пластинки выходили, и по телевизору его иногда показывали.
Наши рокеры идею музыкального самиздата довели до совершенства. Они
создали целую инфраструктуру: подпольные студии звукозаписи, подпольная система
распространения фонограмм… Они уже не ограничивались концертными записями, а,
как и музыканты во всем мире, записывали альбомы. Причем придумывали им
обложки, и весь этот дизайн собственноручно наклеивали на коробки с кассетами и
катушками. У меня их на старой даче полный чулан – с отпечатками пальцев
Гребенщикова, Цоя, Майка… Естественно, альбомы «с оформлением» выпускались
очень ограниченным тиражом, и тем не менее песни с них были известны по всей
стране, от Москвы до Владивостока. Количество магнитофонных копий исчислялось
миллионами. Пиратство тогда было делом почетным и нужным, а музыка
некоммерческой. Предыдущая Следующая
|