Предыдущая Следующая
Ситуация слегка улучшилась в Средние века, когда появились такие формы
культурного досуга средневековых трудящихся, как массовые танцы, а также
исполнение песен на ярмарках. На Руси это были скоморохи – такие веселые
ребята, которые пели песни, устраивали театрализованные представления, после
чего с шапкой или еще чем‑нибудь ходили по рядам. Фактически это были
первые профессиональные музыканты. Их одаривали не только деньгами, но и
яйцами, фруктами‑овощами – это были первые гонорары. Естественно,
существовали профессиональные исполнители для аристократии. Они состояли на
службе у королей, князей, графь‑ев. Это были настоящие оркестры, которые
прославляли правителя, нацию. Многие из этих композиторов, такие как Бах,
Гендель и другие, прекрасно известны до сих пор, но все они были «придворными
хитмейкерами». За то, что композиторы сочиняли, а оркестры играли, им положено
было жалованье. В России точно, я думаю, жалованья не было, а происходило все
это за кормежку. Вплоть до 60‑х годов XIX века, поскольку большая часть
придворных музыкантов были людьми крепостными.
В том же XIX веке фактически создана система «concert promotion» –
«гастрольная система». Появились первые музыканты, которых можно сравнить с
сегодняшними поп‑звездами. Они ездили по разным городам и странам,
радовали людей своим мастерством и получали заработанные деньги. Речь идет о
таких деятелях европейской культуры, как Никколо Паганини, Ференц Лист,
Фредерик Шопен. Это звезды того времени. У них уже были свои тур‑менеджеры,
которые и организовывали гастроли, списывались по «голубиной почте» с
Петербургом и Неаполем.
XX век. Абсолютно иные масштабы, абсолютно иной уровень. На сегодняшний
день концертные агентства и фирмы грамзаписи являются оплотами музыкальной
индустрии. Если говорить о России, то у нас с концертами дело обстоит еще
лучше, чем где‑либо. Потому что на Западе фирмы грамзаписи очень мощные.
У нас фирмы грамзаписи бедные, музыкальный паблишинг то ли существует, то ли
нет. Зато организация концертов работает очень и очень эффективно. Основная
причина в том, что концертную деятельность в нашей стране минует главный бич –
пиратство. Подделать пластинку очень легко, подделать концерт невозможно.
Выступление под фонограмму – это не подделка концерта. Вообще, это дело достаточно
тонкое, и я всегда уходил в сторону от жарких битв по поводу «фанера – не
фанера». У нас абсолютно уникальная страна, где были сделаны попытки проведения
«пиратских» гастролей. Я имею в виду знаменитую практику Андрея Разина с
группами «Ласковый май», «Мираж» и другими. Концертный бизнес у нас в стране
процветает. Притом проблемы есть; может быть, их немного меньше, чем у фирм
грамзаписи. Концертная деятельность подразделяется на несколько направлений: Предыдущая Следующая
|