Предыдущая Следующая
АКТ . Володя,
опиши, пожалуйста, разницу между авторскими правами и смежными правами.
ВЛМ . Что такое
коллективное управление правами? Есть один автор, два автора – миллион авторов!
И этот миллион авторов должен каким‑то образом получать деньги за свои
произведения. Условно говоря, если я автор, то могу зайти в один ресторан, в
другой ресторан, но не могу обойти все рестораны России, а тем более не могу
проконтролировать соблюдение моих прав за рубежом. Возникает коллективное
управление правами, когда сотни тысяч, миллионы авторов (в России на
сегодняшний день зарегистрировано 14 тысяч авторов: драматурги, поэты,
композиторы…) передают свои права организации по коллективному управлению
правами. То, что в Америке называется «Collection Society» – «Собирательское
общество». В российском варианте это РАО.
Авторы передают права в авторскую организацию. Какие права они могут
передать? Они дают этой организации право собирать авторские гонорары во всех
местах, где за эксплуатацию их произведений получают какие‑то деньги.
Ты в своем вступительном слове допустил одну ошибку – ты сказал, что
при советской власти получали деньги с радио и телевидения. Как раз с них‑то
ничего не получали. И это основное отличие. Сейчас РАО собирает со всех
радиостанций и телекомпаний, ресторанов и дискотек, с концертных организаций
деньги за эксплуатацию произведений авторов, входящих в это общество.
В отличие от Российского авторского общества, членами которого до
недавнего времени могли быть только физические лица, членами американского
авторского общества являлись не только физические лица, но и музыкальные
издатели, то есть компании, которые управляют правами не на коллективной, а на
индивидуальной основе. Что это такое? Положим, я являюсь автором, я в
стесненных обстоятельствах, и бизнесмен какой‑то, допустим, Артемий
Кивович, говорит: «Давай я у тебя куплю песню». После чего у нас возникают
отношения автора и издателя. Он является моим издателем, то есть обладателем
прав на индивидуальной основе. Соответственно, если после этого Троицкий
вступает в РАО как издатель, то деньги, которые собирает произведение
Матецкого, распределяются между издателем и автором в соответствии с договором.
Существует огромное количество положений и законов, регулирующих
взаимоотношения между автором и издателем. Но основным является следующее:
издатель не может получать больше 50% авторского гонорара. Предыдущая Следующая
|