Предыдущая Следующая
В стилистическом отношении наша музыка представляет собой сейчас просто
второсортную кальку с того, что делается на Западе. Представлены практически
все стили, будь то металл, хип‑хоп, попса, дэнс, но за редкими
исключениями, к которым можно отнести того же «Мумий Тролля» или Дельфина, ну и
еще немногих талантливых ребят, – музыка эта сильно недотягивает до
мирового уровня как в идейном, так и в техническом отношении. Хотя в идейном –
в большей степени. Под идеями подразумевается не политическая ориентация, а
общая музыкальная и творческая продвинутость. При этом в российской поп‑музыке
существуют совсем уже заповедные, экзотические уголки, например, пресловутый
стиль «шансон».
Говоря о шокирующей популярности в стране всех этих блатных страданий,
надо опять вспомнить о том, что эстрада у нас всегда была более литературной и
слово‑ориентированной, нежели западная. У нас, естественно, была очень
мощная поэтическая традиция. Нигде на Западе поэты не могли собрать на свои
чтения целые стадионы, как это делали Вознесенский или Евтушенко в СССР в 50 –
60‑е годы. У нас имеется могучая бардовская традиция, и некоторые барды,
в первую очередь Владимир Семенович Высоцкий, имели в нашей стране
суперзвездный, гиперкультовый статус. Вот эта извечная литературная беда в
нашей массовой музыке, помноженная на криминализацию всей страны, и породила
шансон. Хотя, конечно, слово «шансон» происхождения французского и к нашей
«зоне» никакого отношения не имеет.
При том, что сегодняшнее состояние нашей музыки не внушает большого
оптимизма, особенно расстраивает, что в отличие от Запада, где наряду с
продюсерской попсой имеется очень сильный и оживленный андеграунд, причем во
всех сферах, будь то электронная музыка, психоделическая музыка, этническая
музыка и т. д., у нас, к сожалению, андеграунд в силу бедности страны и
неразвитости инфраструктуры по поддержке этого андеграунда (на Западе
существуют специальные сети некоммерческих радиостанций – у нас таких сетей,
конечно, нет) пребывает в очень вялом состоянии и в крошечном гетто под
названием «подвальные клубы Москвы и Петербурга». Это печалит больше всего. Тем
не менее есть все возможности для того, чтобы наша музыка вышла из состояния
убогости и застоя, и в этой связи можно возложить надежды на интернет, который
дает безграничные возможности нашим творческим людям и для общения, и для
творчества, и для пропаганды своего творчества в глобальном масштабе. Предыдущая Следующая
|